27 ноября 2018
1000 <
0

«Смотрите, небо голубое», – говорит детям на прогулке учитель-дефектолог, делая акцент именно на цвете. На группу из 10 ребят почти такое же количество заболеваний – ДЦП (детский церебральный паралич. – Прим. ред.), аутизм, синдром Дауна. Им трудно познавать окружающий мир, но почти каждый из них за время пребывания в детсаду № 8 сделал огромный шаг в своем развитии. Здесь особенные дети получают социальные навыки вместе с обычными сверстниками. Почему это идет на пользу всем, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».

МОЖНО ТРОГАТЬ

По пятницам в детском саду подводят итоги очередной тематической недели. На повестке дня – чаепитие. Учитель-дефектолог Елена Сохрякова подготовила для ребят театрализованное представление с музыкой, игрушечным сервизом и тортом. Яков* сидит на коленях у педагога и стучит в бубен, приглашая гостей к столу. Два месяца назад он не давал к себе прикоснуться.

– У ребенка расстройство аутистического спектра, повышенная сенсорная чувствительность, – говорит руководитель учреждения Ирина Виноградова. – Трогать себя не давал. Работа с психологом и постепенное включение в групповые игры дают результаты.

Рядом с Яковом сидит Аня, у которой синдром Дауна. Она не боится камеры и улыбается журналистам.

– Аня у нас тоже с сентября, – продолжает Виноградова. – Когда пришла, только плакала. Сейчас претендент на переход на следующий этап инклюзии.

КОМНАТА ОТРЫВА

Детский сад № 8 открылся в Красногорске в 2013 году как обычное дошкольное учреждение. Скоро набралась первая группа особенных ребят. В 2016 году садик получил дополнительные помещения в соседнем жилом доме. Сейчас здесь располагаются восемь коррекционных групп – четыре кратковременного пребывания и четыре логопедические. Их посещают более 100 детей.

– Работают психологи, логопеды и дефектологи, – рассказывает Виноградова. – Занятия проводятся в игровой форме. Детей с тяжелыми расстройствами педагоги сопровождают постоянно. Если развитие позволяет, дополнительно занимаемся, например, математикой.

Помещения адаптированы для детей с различными недугами. В одном зале игрушечная кухня, магазин и светофор для закрепления повседневных задач. Соседний класс, наоборот, почти пустой – только парты и доска – для аутистов: их ничто не должно отвлекать. Дальше по коридору «мягкая» комната с сухим бассейном. В ней гиперактивные дети «отрываются» и выплескивают лишнюю энергию.

ИДЕАЛЬНЫЙ МАРШРУТ

В какую группу направить ребенка, определяет территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Начальный этап – группы кратковременного пребывания (ГКП), где с ребятами занимаются по четыре часа в день. Сюда попадают с серьезными умственными, психическими и физическими нарушениями. В логопедическую – как правило, с нарушениями речи.

– Дети из обеих групп каждый день общаются между собой, – говорит Ирина Виноградова. – На прогулках и массовых мероприятиях контактируют и со здоровыми детьми из соседнего корпуса. Если через какоето время мы понимаем, что ребенок научился координировать свою деятельность и он социально не опасен, то переводим его в логопедическую группу. Если есть прогресс с речью, то дальше к обычным детям.

Идеальный маршрут: ГКП – логопедия – обычная группа – общеобразовательная школа. Такие примеры за время работы садика уже есть.

– Два года назад Глаша успешно поступила в обычную школу, – говорит Виноградова. – Сейчас учится во втором классе. У нее нарушение опорно-двигательного аппарата и были нарушения речи. Конечно, такой пример единичен. Большинство нуждаются в сопровождении всю жизнь. После детского сада они продолжают учебу в коррекционном центре. Мы сотрудничаем с местным центром «Созвездие».

ЗЕРКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Есть в детском саду основные претенденты на перевод в логопедию и в этом году. У Коли ДЦП, два месяца назад он не мог сказать практически ни слова.

– Сейчас он говорит фразы, например, «дай мне», – говорит учитель-логопед Анастасия Чернова. – Ему помогают занятия с логопедическим зеркалом: когда через отверстие он видит лицо педагога и может правильно повторять за нами мимику.

Несмотря на проблемы опорно-двигательного аппарата, Алина уверенно идет по идеальному маршруту – ее уже перевели в логопедию. Если развитие продолжится, в следующем году она пойдет в обычный детский сад.

– Речь – высшая психическая функция, – отмечает учитель-логопед Татьяна Зайцева. – Если у ребенка есть какиелибо отклонения в развитии, речь страдает в первую очередь, поэтому упор делаем именно на нее. Много общаемся, «оречевляем» каждый предмет, разыгрываем сценки с персонажами.

РЕБЕНОК – РЕБЕНОК

По словам Виноградовой, главное в инклюзивном образовании не столько взаимодействие педагог – ребенок, сколько общение между детьми.

– Они помогают и развивают друг друга, – поясняет Ирина. – Алине дети пододвигают стул, чтобы она села. У Гоши серьезные нарушения, ходит только за руку. Его вызываются водить сами дети.

Колоссальную психологическую работу сотрудники сада проводят с родителями в том числе здоровых детей.

– Родители особенных деток часто не могут смириться с диагнозом своего ребенка, – говорит Виноградова. – И сразу отдают их в общие группы. По закону это можно. Но велик шанс, что ребенок будет деградировать еще больше, попадет в ситуацию неуспеха.

Инклюзивное образование позволяет попробовать все варианты и понять, где на данном этапе ребенку лучше всего. С другой стороны, есть родители здоровых детей, которые не хотят, чтобы их здоровые дети общались с особенными. Важно донести, что такое общение помогает воспитывать сопереживание и толерантность.

По словам Виноградовой, сгладить углы помог всероссийский конкурс. В октябре Красногорский детский сад № 8 занял второе место в номинации «Лучший инклюзивный детский сад». – Мы авторитетно заявили, что система работает на благо всех, – заключает руководитель детсада. – Для особенных детей это социализация и интеграция, для здоровых – эмпатия и толерантность.

"Подмосковье сегодня". Игорь Писарев

Комментариев ещё нетнаписать
А вы что думаете?
Ваша оценка

Похожие новости